Прошедшей зимой в России в широкий прокат вышел японский анимационный фильм «Мирай из будущего» режиссера Мамору Хосода – этот аниме-мультфильм был тепло принят критиками и зрителями, и его номинировали на «Оскар». А некоторые журналисты даже нарекли режиссера «вторым Хаяо Миядзаки»...

Фильм рекламировался, как фантастический, но все оказалось куда более нетривиальным – по жанру он ближе к драме с элементами фантасмагории. Сюжет повествует нам о молодой японской семье, у которой появляется второй ребенок – девочка по имени Мирай. Она вызывает ревность у первенца – мальчика по имени Кун. Одолеваемый непонятными самому себе чувствами, Кун не находит поддержки среди взрослых, живущих своими проблемами, но вместо этого сталкивается с волшебством в саду семейного дома. В саду открывается портал, благодаря которому ребенок путешествует во времени и знакомиться со своей взрослой сестрой Мирай, со своей мамой, когда она была его ровесницей, со своим прадедом и даже с... псом, который предстает в параллельном мире в виде человека...

«Новые» друзья Куна понимают его больше родителей. Маленькая мама, которая, как выясняется, была куда большей шкодницей, чем сын, приглашает Куна к себе вместе подурачиться, а молодой прадед, ветеран войны и байкер, становится для правнука примером мужественности и уверенности в себе. Взрослая Мирай становится лучшим другом Куна. Однако, героям предстоит пройти через фантастические испытания, чтобы вернуться назад в свои времена...

Фильм является тем редким примером, когда многое потрясает, но не можешь ответить на вопрос: о чем это повествование? Как говорил Дмитрий «Гоблин» Пучков: «Все гениальное – обо всем и сразу». По своей сюжетной структуре мультфильм напоминает сон его автора: здесь нет четкого начала и конца, но есть много тонких и сентиментальных ассоциаций, которые порой «пробивают» до глубины души, хотя ты и не можешь ответить, что же конкретно здесь такого драматичного?.. Кстати, по поводу сна – это не случайно. Хосода рассказал, что идея анимационного фильма пришла к нему, когда он наблюдал за своей собственной семьей, и это заметно: автор настолько скрупулезно подошел к созданию образа ребенка, что такого уровня понимания психологии и мотивации детей невозможно было увидеть нигде раньше! Режиссер даже рассказывал, что для того, чтобы аниматоры смогли в точности передать движения ребенка, он пригласил в студию своего маленького сына в качестве натурщика...

Фильм ненавязчиво, но очень грамотно рассказывает нам о главных ценностях семейной жизни: любви, понимании, поддержке, радости неповторимым моментам... Об этом автором сказано настолько тонко, что мультфильм можно порекомендовать любому, кто является родителем или ребенком, то есть, по сути, каждому из нас!..

На протяжении всего фильма режиссер использует различные творческие «фишки». Фильм начинается с немого пролога в стиле «слайд-шоу»: в сцене с фантастической железнодорожной станцией режиссер как бы выделяет главного героя, а все остальные объекты являются фоном. Конечно же, необычно выстроенному сюжету соответствует и анимационный стиль картины – здесь присутствует смесь двухмерной анимации и 3D-графики. Кроме того, сам стиль рисовки тоже примечателен: он чем-то напоминает стиль «Ghibli», студии Хаяо Миядзаки, а также стиль аниме 70-ых годов. Дело в том, что Хосода создавал эту работу весьма традиционно – анимация создавалась с помощью бумаги и красок. Режиссер даже дал прогноз, что проект будет одним из последних крупных мультфильмов, нарисованных на бумаге. Мамору Хосода утверждает, что собрал чуть ли ни 20 последних аниматоров, работающих вручную, и, поскольку вскоре они отойдут от дел, режиссер не сможет больше создавать рисованные вручную мультфильмы...

К сожалению, мультфильм не получил заветную статуэтку «Оскар», уступив первенство анимационному фильму «Человек-паук: Через вселенные». Тем не менее, фильм более чем достоин этой награды – как, впрочем, и другие номинированные работы, такие как, например, «Остров собак».

Стоит сказать, традиционные виды анимации действительно уходят, и вскоре мы уже не увидим в кинотеатрах нечто подобное, что еще раз говорит о ценности «Мирай из будущего» – картине о вечных ценностях, созданной подлинными «самураями» своего дела!..