Пожалуй, самый загадочный и мистический польский художник 20 века родился в 1929 году в Саноке. Получив образование архитектора, он какое-то время работал в строительстве, но профессию свою не любил. В 60-ых он увлекся искусством: начинал как фотограф, затем обратился к живописи. Известность на родине пришла к нему после того, как на варшавской выставке 1964 года были распроданы все до одного его произведения. Позднее слава Бексиньского добралась до выставочных салонов Франции, Японии и США, а к концу 70-ых швейцарский мастер сюрреализма Ханс Руди Гигер, легендарный создатель «Чужого», назвал его величайшим живописцем современности...

Полотна, выходившие из-под кисти художника, не могли не привлечь внимания: мрачные апокалиптические видения, образы смерти и распада, черепа на фоне фантастических некрополей и разрушенных мегаполисов – все эти картины, отличающиеся ювелирной проработкой самых мелких деталей, многих шокируют, но одновременно чаруют необъяснимой эстетикой ужаса. В чем же секрет его притягательности? Может быть, в том, что Бексиньскому удалось показать тревожную изнанку человеческого сознания?..

Его картины выглядят суровым предостережением всему человечеству, ведь истоки творчества Бексиньского следует искать в трагедии Холокоста – для поляков эта тема особенно близка, ведь самые страшные немецкие концлагеря находились именно на их земле. Постоянная близость смерти, ее привычность и бессмысленность не могли не оказать влияние на поколение войны. Как итог – накопленный в массовом бессознательном ужас перед абсурдной жестокостью произошедшего и колоссальной деградацией человеческой морали потребовал своего выхода посредством «темного искусства»...

Критики искали корни вдохновения мастера в литературе ужасов, в произведениях Говарда Лавкрафта – сам художник говорил, что ему близки Ален Роб-Грийе, Франц Кафка и Хорхе Луис Борхес. Очень часто Бексиньского сравнивали с Гигером – оба мэтра оценивали друг друга весьма высоко, и оба стали, в итоге, родоначальниками нового жанра, продолжающего вдохновлять все новые поколения художников. Так, Дариуш Завадский, еще один признанный мастер «темной живописи», словно соединяет в своих работах и Бексиньского, и Гигера...

Однако сам Бексиньский сравнений не любил – когда его назвали «современным Босхом», мастер говорил, что на него куда большее влияние оказал Арнольд Беклин с его «Островом мертвых». Говоря о корнях своего творчества, Бексиньский утверждал, что в широком смысле его питают барокко и готика: барокко отвечает за внутреннее наполнение полотен, а готика вдохновляет визуальными символами и формами.

Конечной целью творчества Бексиньский видел создание красоты – даже если речь шла об изображении распада и вырождения. «Я считаю творчество единственным доступным способом мириться с неизбежностью смерти, – объяснял он. – В моем случае безнадежная борьба против смерти и увядания – это фактор, который стимулирует меня творить...»

Интересно, что Бексиньский, не будучи склонным к депрессии, заявлял, что многие его работы не вполне поняты, так как, по его мнению, они оптимистичны и даже забавны. Соглашались с ним, конечно, не все. Художник, неоднократно отрицавший наличие некоего зашифрованного смысла в своих работах, хотел оставить право их окончательного интерпретирования зрителю – и потому никогда не давал названий своим холстам, только порядковые номера: «В своих картинах я никогда не использую какие-либо значения – я пишу их по наитию, как будто фотографирую собственные сны...»

Кстати, в 1977 году он... сжег часть своих картин, не оставив никакой информациио них – позднее он объяснил это тем, что они были слишком личными!..

90-ые стали тяжелым периодом в жизни Бексиньского: сначала умерла от рака жена, а через некоторое время покончил жизнь самоубийством его сын. Смерть самого мэтра была не менее загадочной: 22 февраля 2005 года художник был найден мертвым в своей квартире в Варшаве, на его теле было обнаружено 17 колотых ран. В убийстве обвинили двух его знакомых, которым он незадолго до этого отказался дать деньги в долг. Однако, по слухам, Бексиньского убил его поклонник (или ярый ненавистник?), сведенный с ума мрачным творчеством сюрреалиста...

Гений Бексиньского продолжает вдохновлять людей творчества – они раз за разом пытаются проанализировать и переосмыслить непростой жизненный путь Мастера и его трагическую кончину. Так, пьеса Веслава Банаха «Интервью, которого не было» берет за основу дневниковые записи Бексиньского и интерьеры его квартиры, а начинается история с того, что главный герой получает SMS от погибшего художника!..