14 апреля 1962 года, в годовщину полета Гагарина, состоялась премьера фильма, который стал важной вехой в отечественной кинофантастике – речь идет о «Планете бурь» Павла Клушанцева, в которой рассказывалось о совместной советско-­американской экспедиции на Венеру. Это был первый советский фантастический фильм, который получил признание во всем мире – право на прокат приобрели 28 стран. При этом у нас «Планета бурь» почему-­то осталась недооцененной и практически не известной широкой публике...

Случилось так, по-­видимому, из-­за идеологических претензий советской критики – мысль о сотрудничестве с американцами в космосе, естественно, не могла встретить понимания «сверху» в годы холодной войны. Фильм, конечно, не лишен определенных недостатков: прежде всего, это касается шаблонных, лишенных индивидуальности героев, изъясняющихся с комсомольским пафосом, что понятно – ведь «Планета бурь» создавалась, в первую очередь, ради популяризации космонавтики. Но все это с лихвой окупается невиданной, по тем временам, зрелищностью – здесь есть и сражения с инопланетными монстрами, и загадочные артефакты древней цивилизации, и даже «свихнувшийся» робот, разглагольствующий о «мировом правительстве» и пытающийся убить своих хозяев. Визуальный ряд картины не уступает западным аналогам тех лет – есть эффект невесомости, подводные съемки и комбинированные спецэффекты. Весьма впечатляюще изображена сцена извержения венерианского вулкана – а сцена с тонущим в лаве роботом наводит на параллели с концовкой «Терминатора­2»...

Но самое интересное в том, что фильмом заинтересовались голливудские продюсеры: в 1965 году студия «American International» перемонтировала и переозвучила «Планету бурь», выпустив в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету». При этом никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было (?!) – все персонажи стали людьми западного мира, а русским актерам в титрах дали... вымышленные имена: так, Георгий Жженов стал Куртом Боденом, Геннадий Вернов – Робертом Чанталом и т.д. Американцы сохранили сюжет, но дополнили его новыми эпизодами, доснятыми на студии. Фильм имел успех, и через несколько лет вышел еще один своеобразный «римейк» под названием «Путешествие на планету доисторических женщин», который вводил в сюжет племя... полуголых венерианских «амазонок».

Но каким образом у американцев была возможность заниматься таким откровенным плагиатом?.. Причина проста – до 1973 года СССР упорно не подписывал Бернскую конвенцию об авторских правах, что давало право людям, купившим советскую художественную продукцию, делать с ней, что угодно...

Похожая судьба была у фильма «Небо зовет» об экспедиции на Марс – он был снят в 1959 году Александром Козырем и Михаилом Карюковым и в 60­ых был «американизирован» под названием «Битва за пределами Солнца» – в этой работе, кстати, еще студентом участвовал Фрэнсис Форд Коппола. Из фильма была удалена антиамериканская пропаганда и добавлена сцена битвы марсианских монстров. И даже сам Стэнли Кубрик вдохновлялся работами советских коллег – в «Космической одиссее 2001 года» использовались эскизы и графические решения из «Небо зовет». Впоследствии Кубрик и Джордж Лукас признавали, что без «Планеты бурь» и других советских прототипов не было бы ни «Космической одиссеи», ни «Звездных войн»...

А что же Павел Клушанцев?.. Его судьба лишний раз доказывает, что «в своем отечестве пророков нет»: после шквала критики, обрушившейся на «Планету», он зарекся снимать игровые фильмы и вернулся в научпоп. Он всегда был персоной нон-грата, поскольку не разделял идей коммунизма, но, в отличие от многих, сумел избежать репрессий. В одном из редких интервью Клушанцев говорит: «Они десятки раз хотели выкинуть меня из киностудии и посадить в тюрьму – но я спасся, потому что знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог». Имя легендарного режиссера было почти забыто – рассказывают, что, когда в перестроечные годы Джордж Лукас приехал в СССР, желая познакомиться с мэтром, чиновники от культуры лишь недоуменно пожали плечами: «А кто это? Не знаем такого...»

Лишь в 1992 году американский художник по спецэффектам Роберт Скотак разыскал Клушанцева и получил от него описания и чертежи многих трюков – желая сохранить свои знания для потомков, режиссер-­новатор отдал свои секреты безвозмездно. А Скотак затем использовал этот опыт в своей работе – в том числе и на съемках того же «Терминатора­2»!..

Уже после смерти Клушанцева западные критики воздали ему по заслугам, отметив его вклад в историю мировой фантастики. О том, что в США до сих пор помнят наследие советского режиссера, свидетельствуют и «Красная планета» (2000), и «Марсианин» (2017): даже зарубежная критика отметила поразительное сходство этих фильмов с «Планетой бурь» – вплоть до прямых заимствований!..

Лишь в этом году отреставрированная копия легендарного советского блокбастера вернулась на телевидение – 12 апреля, в день космонавтики, «Планету бурь» показали на канале ОТР...